Ирина Стародубцева: Высокое искусство не терпит фальши

Её голос всегда покоряет слушателей своей теплотой, светлой тембровой окраской, многообразием нюансов. В памяти невольно всплывают строки из романса М. Глинки на стихи А. Мицкевича «К ней»: «Всё слушал бы, слушал и слушал тебя!» Недаром публика многих стран наслаждалась её неповторимым сопрано.

Зрители влюблены и в её голос, и в сценический образ, и в репертуар, поистине безграничный. Она – заслуженная артистка РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, а также Российского музыкального союза (Гильдия академического исполнительства). Многочисленные почитатели таланта наградили её титулом «Королева сцены». Узнали, о ком речь? Интриги не случилось. ­Бе­зусловно, это – Ирина Стародубцева.

«Прекрасное должно быть величаво…»

 Ирина Филипповна всегда следовала принципу: если Господь наделил талантом, то ты обязан реализовать себя на все сто процентов. Вслед за поэтом она готова повторять: «Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво».

Первый вопрос к нашей героине о её корнях.

– Богатое духовное наследство я получила от деда Степана, прошедшего три войны, вернувшегося домой с контузией и с орденом Красной Звезды. От бабушки Фроси, матери-героини, простой крестьянки, мудрой и очень трудолюбивой. От папы, Филиппа Васильевича Хоменко, которого до сих пор все вспоминают только добрыми словами. От мамы, Лидии Степановны, которая беззаветно верила в светлое будущее, полностью отдавалась своей работе. Благодаря её стараниям я потихоньку превращалась в сегодняшнюю Ирину Стародубцеву.

На моём пути встречались замечательные люди. Видя любовь к пению и стремление совершенствоваться ради великой силы искусства, они помогали мне преодолевать трудности. Это – Ольга Макарова, Виктор Хмелевской, Григорий Львович, Валерий Тупиков, Дмитрий Коваленко, Максим Шанин, Анна Телюкина, Вера Геппа, Александр Рудской, Александр Зубарев и многие другие в России и за рубежом.

У всех, кого посылала судьба, я училась быть не только музыкантом, но и человеком.

– Когда наблюдаю за Вами из зрительного зала, кажется, что легко льются чудесные звуки… А ведь на самом деле за этим – титанический труд. Как удаётся держать неизменно высокий уровень исполнения?

– Характер такой: всё время совершенствоваться, учиться, браться за то, что сложнее.

Меня всегда манило академическое направление в искусстве. Наверное, родилась для того, чтобы разгадывать красоту в музыке, а затем дарить свои находки слушателям. Как передать раннее утро, когда чистейший воздух наполнен запахом сирени, а человек ищет счастья? Рахманинову удалось запечатлеть это состояние нотами, а певец должен нарисовать это голосом.

Более десяти лет я занимаюсь авторским культурно-просветительским проектом «Мировое культурное наследие. Классика и современность». В программах всегда есть новинки, которые или редко звучат, или давно забыты, или никогда не исполнялись на сцене филармонии. Это романсы С. Танеева, Р. ­Глиэра, Б. Бриттена, Б. Чайковского, ­наших композиторов-современников И. Хрисаниди, К. Акимова, А. ­Мозалевского, С. Жукова, а ещё дуэты Ф. Мендельсона, вокальный цикл Клары Шуман...


Филармония – страна, где живёт лучшая музыка мира!

– Что для Вас филармония, сцена?

– Филармония – это место, где можно реализовать свой творческий потенциал, быть не только певцом, но и актёром, пробовать себя в разных жанрах: опера, оперетта, романсы, народные песни и т.д. Это требует от артиста многократных репетиций для достижения совершенной техники исполнения, поиска индивидуальной интерпретации произведения через точное прочтение композиторского замысла.

Основная задача этого учреждения, на мой взгляд, – приобщение различных слоёв общества к богатствам мировой культуры через лучшие образцы музыки. Для этого необходимо создавать высокохудожественные программы, способствующие повышению интеллектуального и эстетического уровня, духовному и патриотическому воспитанию слушателей и зрителей. На первом месте всегда – музыкально-просветительская, а не развлекательная деятельность. В этом уникальном заведении стараются бережно сохранить бесценное музыкальное наследие.

Всем своим коллегам я безмерно благодарна за совместную работу в моих программах. Предоставление эстетического удовольствия зрителю – это великий труд служителей искусства. И неважно, где ты выступаешь – в районном ДК, на полянке в глухой деревне или в столичном зале.

А для меня сцена – ответственный пост, на котором я с большим удовольствием служу без компромиссов. И если с тобой работают высококультурные и духовно богатые люди – это великое счастье.

Однажды один из моих студентов, получив звание лауреата, признался: «Я стоял первый раз на сцене будто обнажённый…» Действительно, сцена показывает твоё истинное лицо. Как бы ты ни старался петь, если ты не живёшь, не дышишь тем, что выносишь на публику, то, как говорил Станиславский: «Не верю!» К сожалению, тех, кому веришь, чей голос хочется слушать снова и снова, сегодня не так уж много.

В книге «Поводырь», которую написал Анатолий Лень, нашла замечательные слова, созвучные с моими мыслями: «Бог создал природу, человек, созерцая её, создал искусство. Природа – цельна и бесконечна, искусство ограничено рамками своих произведений. Искусство мало создавать для всех, его еще надо сделать доступным. Искусство не обязательно понимать, им можно просто наслаждаться. Людей можно обмануть везде, только не в искусстве».

– Ирина, специалисты единодушны в своей оценке: с такими вокальными данными можно блистать в столичных театрах. Почему все-таки Курск и почему филармония?

– Здесь всё моё, что люблю, чем дорожу и горжусь: Коренная пустынь, курские соловьи, А. Фет, Г. Свиридов... Какие бы заманчивые предложения ни поступали, всегда возвращалась домой, туда, где меня любят и ждут, туда, где есть на кого опереться и просто быть любимой женщиной. Но это не исключало и не исключает возможности гастролей в других городах и странах.

Филармония даёт возможность реализоваться в разных амплуа, а опыт профессиональной работы в различных концертных организациях, со многими дирижерами, певцами, продюсерами позволяет находить темы для своих концертных и абонементных программ, режиссировать, подбирать и выбирать исполнителей.

Так, в программе «Торжество любви» вместе с оркестром народных инструментов под управлением Павла Горбунова мы пели оперную и камерную русскую классику с народным артистом РФ, солистом Большого театра Петром Глубоким (бас). В программе «Советская оперетта» зрители услышали Дмитрия Сибирцева (тенор), который, помимо сольных номеров, вместе со мной исполнял дуэты.

Благодаря сотрудничеству с молодыми певцами филармонии, в частности, с лауреатом всероссийских и международных конкурсов Дарьей Резник, появились две дуэтные программы. Этот жанр камерной вокальной музыки, столь популярный в советское время, к сожалению, сегодня – большая редкость. В наших концертных программах звучали прекрасные дуэты русских и зарубежных композиторов М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Гурилева, Ф. Мендельсона и Дж. Россини. Удовольствие получили и исполнители, и слушатели.

В рамках работы филармонии можно многое. Мне нравится экспериментировать. Духовой оркестр и сопрано! Не каждому повезёт услышать такое сочетание. Яркий пример – моя программа с духовым оркестром под управлением А. Карповича «От барокко до наших дней».

В работе с Павлом Горбуновым возникла идея спеть оперные арии под аккомпанемент русского народного оркестра.

Услышав, как одна из ведущих мировых исполнительниц в жанре классического кроссовера Сара Брайтман поёт арию Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот», написанную для тенора, я тоже очень захотела её спеть. И мечта осуществилась с нашим народным оркестром. Зрители приняли номер на ура. Он прочно вошёл в мой репертуар.


Передавать богатый опыт

 – До сих пор с коллегами вспоминаем концерт воспитанников Ирины Стародубцевой в стенах Дома журналистов. Вот где в полной мере проявился другой Ваш талант – педагога...

– Мысль создать учебное подразделение, которое занималось бы подготовкой вокалистов академического направления, пришла ко мне не сразу. Сначала появилась потребность делиться своим опытом и знаниями. И как-то представился случай довести студента колледжа имени Г.В. Свиридова до госэкзамена за полтора года. Тот опыт удался.

Вот что написала председатель Государственной аттестационной комиссии, профессор Воронежской государственной академии ­искусств Л.К. Погорелова: «Я получила удовольствие от умного пения. Очень хорошая профессиональная работа. Грамотное пение. Исполнение студента стилистически совпадает с исполнением больших певцов. Красота звучания – большое достоинство».

Для себя я тогда решила, что традиции великой русской вокальной культуры должны передаваться из поколения в поколение. Кроме того, наступило время, когда сократили количество бюджетных мест в вузах. И талантливая молодежь, которая хотела заниматься академическим пением, не имела возможности поехать учиться в столичный город.

Ректор Юго-Западного государственного университета Сергей Геннадьевич Емельянов при случайной встрече в Коренной пустыни, выслушав мое предложение, сказал: «Давай попробуем».

С тех пор он уже более двенадцати лет «крёстный» нашей кафедры вокального искусства, которая сегодня имеет и бюджетные места, и иностранных студентов, а наши выпускники уже блистают на престижных концертных площадках.

– На вокальных конкурсах жюри всегда отмечает культуру пения воспитанников кафедры, владение разнообразным репертуаром, умением доносить музыкальный текст, передавать стиль композитора…

– Рассказывать об этом можно много, приведу лишь один пример. Моя выпускница, а ныне студентка магистратуры Российской академии музыки им. Гнесиных Карен Лисбет Соса Лимонес (Эквадор) на XII Всероссийском открытом конкурсе молодых вокалистов и музыковедов им. А. Даргомыжского не только удостоилась звания лауреата, но и была отмечена специальным дипломом за лучшее исполнение русского романса. Она завоевала Гран-при на музыкальном фестивале-конкурсе «Дорога на Ялту» за исполнение песни Н. Богословского «Любимый город». Награду вручал народный артист РСФСР Лев Лещенко. А губернатор Курской области Роман Старо­войт тогда отметил:

– Карен спела всей душой – как на русском языке, так и на испанском. Вместе с заведующей кафедрой вокального искусства ЮЗГУ Ириной Стародубцевой им удалось придать особое звучание любимой отечественной песне.

– До сих пор для своего репертуара воскрешаю забытые старые советские песни и ищу новые, – продолжает Ирина Филипповна. – Песенный репертуар советского периода очень богатый. И наши студенты с большим удовольствием поют эти песни на протяжении всего периода обучения на кафедре. Из них потом вырастают целые музыкальные композиции. Сколько в советских песнях искренности, задушевности, мудрости, простоты, а какие мелодии и тексты!

Большая работа проводится И. Стародубцевой по патриотическому воспитанию молодёжи. Это ежегодные музыкальные композиции к Дню Великой Победы, представляемые не только для студентов и сотрудников ЮЗГУ, но и в детских домах, домах ветеранов, перед военными. Патрио­тизм у Стародубцевой в крови. Она ездила в Чечню к нашей вертолетной бригаде, выступала с концертами для моряков подводной лодки «Курск».

– Празднование Дня Победы в моей семье – всегда был особый день, – делится воспоминаниями Ирина Филипповна. – С детских лет помню, как с утра до позднего вечера звучали пластинки с песнями в исполнении знаменитого ансамбля им. А. Александрова. Пели их всей семьёй!

От себя добавлю: лекции Ирины Филипповны о музыке всегда интересны и познавательны. Они – маленький спектакль и большое чудо. На её мастер-классы собирается много слушателей, начинающих музыкантов и умудренных опытом педагогов, жаждущих узнать что-то новое.

Стародубцева – авторитетный член жюри на международных и всероссийских вокальных конкурсах. Всегда внимательна, справедлива, потому что знает, каких трудов стоит вырастить настоящего музыканта.

Её беседы на ГТРК «Курск» в студии с Евгением Донцом, в эфире «Радио России» с журналистом Светланой Вороновой о музыке и культуре вызывают большой интерес у поклонников её таланта и любителей классического искусства.


Открывая новые страницы

У певицы много гастролей, поездок, концертов, работы непочатый край. И множество новых проектов, интересных находок, «изюминок», которыми Ирина Стародубцева щедро делится со зрителями самых разных возрастных категорий. Высокое искусство объединяет.

– Настоящее искусство универсально, оно так проникнуто природой, общими человеческими ценностями, духовностью, что понятно всем людям. Величие искусства в доходчивости. Высокое искусство не терпит фальши, иначе оно не достучится до сердец.

Полностью с этим согласна!


Творческое досье:

Окончила детскую музыкальную школу №1, Курское музучилище, Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по двум специальностям – музыковедение и сольное пение.

Прошла стажировку в Московской консерватории им. П.И. Чайковского у Важи Чачавы и Веры Кудрявцевой-Лемешевой, занималась в Германии у оперной певицы Марии Цальтн (признанной лучшей Кармен). На Мальте под руководством органистки Светланы Бодиул и профессора музыки Альберта Борджа доводила до совершенства искусство барочного пения.

Лауреат II Всероссийского конкурса исполнителей русского романса. Выступает с симфоническими и народными оркестрами Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка, Москвы, Орла, Ростова, Тамбова и других городов России и зарубежья.

Отмечена множеством наград, в их числе Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почётная грамота Президента РФ, Почётная грамота Совета Федерации РФ, Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства, Почётная грамота губернатора Курской области.

Беседовала
Александра Черных


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 03-2024

Комментарии пользователей



Последний комментарий